Правильно сформулированная цель в очень большой степени определяет вероятность ее достижения. Если цель сформулирована небрежно, то и результата не будет, или он будет совершенно неожиданным или неудовлетворительным для нас.

Проясните для себя условия правильной формулировки целей. Откорректируйте в соответствии с этими условиями сформулированные вами ранее цели. 

Мы не ставим цели для окружающих.

Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представить себе результат. Хорошо сформулированная цель:

  • определена в позитивных намерениях и определенных сенсорных категориях;
  • практична и достижима;
  • необходима как таковая и в своих последствиях;
  • предполагает процедуру проверки и разнообразие средств для ее достижения.

Посмотрите, более подробно, какие требования к формулированию цели предлагают приверженцы известного психологического направления НЛП («нейролингвистическое программирование»): 

Спецификация результата.

1. Результат сформулирован утвердительно.

«Чего Вы хотите», а не «чего Вы не хотите». Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицание (не надо; не должно; прекратить; не будет и т.д.). Отрицания существуют в языке, а не в опыте.

Пример: «Я не хочу чувствовать себя плохо.» — «Прекрасно, а как Вы хотите себя чувствовать?»

2. Результат приложим к конкретному лицу, и Вы это контролируете.

Как бы Вы хотели измениться? Сфокусируйтесь на том, что Вы можете сделать, поэтому Вы можете быть ответственным за выдвижение формулировки результата и его достижение. Даже если результат подразумевает участие других лиц, Вы можете выбирать, как Вы будете себя вести.

Пример: «Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительной». — «А Вам бы хотелось быть способным принимать другие реакции от Вашей жены?»

3. Результат может быть выверен в категориях сенсорного опыта. (Процедура доказательства).

Что Вы увидите, почувствуете и услышите, когда Вы добьетесь результата? Настаивайте на специфически сенсорном («чувственном») описании или поведенческой демонстрации. Определите доказательства.

Пример: «Я хочу быть уверенным в себе». — «Покажите мне, каким бы Вы были, если бы Вы были уверены в себе».

4. Результат размещен в должном контексте.

Когда, где. с кем Вы этого хотите? Будьте уверены, что Вы выяснили ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и те ситуации, для которых оно не подходит. Определите соответствующие контекстуальные ключи.

Пример: «Я хочу быть всегда напористым». — «В каких ситуациях был бы более желательным другой подход?»

5. Результат сопровождается позитивными побочными продуктами. (Экология)

Как желаемый результат повлияет на Вашу жизнь? Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (или вторичных выгод) имеющегося состояния не было потеряно.

Пример: «Я хочу быть независимым» — «Потеряете ли Вы что-нибудь ценное, став независимым? «

6. Соответствующий масштаб обобщений.

Если желаемый результат слишком огромен или глобален, выделите для начала один его меньший компонент.

Пример: «Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение.» — «В какой важной области Вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение? «

7. Результат зависит от доступа к ресурсам.

Какие ресурсы Вам нужны, чтобы добиться Вашего результата? Определите ресурсы, которые нужно задействовать, чтобы реализовать желаемый результат.

Пример: «Я хочу быть независимым». — «Что Вам нужно, чтобы быть независимым?»

8. Препятствия к достижению результата. (Имеющееся состояние)

Что мешает Вам достичь желаемого результата уже сейчас? Сформулируйте препятствия в категориях сенсорного опыта.

9. Первый шаг/шаги.

Как Вы собираетесь достичь этого? Определите первый шаг, а также пути возврата и альтернативные пути для достижения результата.

By admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *